Котелок
Волкодав
  • Книги и тексты
  • Фантастика
  • Фентези
Название: Волкодав
Автор: М. Семёнова
Дата публикации: 1995
Впечатление о прочитанной книге
Волкодав? Бульварное фентези из прошлого века? "Русский Конан"? Та самая писанина, по которой сняли вон тот ужасный фильм?
Не совсем так. Вернее, совсем не так. Это качественный текст, который вполне себе читается и в третьем десятилетии XXI века.
Давайте попробуем разобраться, почему. Постараемся без спойлеров.

Во-первых, это такое же фентези, как и, например, "Янки при дворе короля Артура". Есть разные мнения о том, как определить фентези. Но чаще всего важным элементом жанра является магия. Не просто люди, которые в неё верят и её "наблюдают", но и вполне себе материальное её воплощение. Если у Твена "магией" оказываются фокусы инженера XIX века, то в этом тексте всё чуть-чуть сложнее. Не буду вдаваться в детали, отмечу только, что все немногочисленные "странные" эпизоды вполне могут иметь рациональную (немагическую) трактовку. Но самое главное даже не это. Важно то, что ни трактовка эпизодов, ни сами эпизоды не являются ключевыми для сюжета, раскрытия героев или восприятия текстов. Фокус вообще на другом.

Я настоятельно рекомендую читать книгу как исторический роман (век так VI-VII) с альтернативной географией и лёгким вкраплением "твёрдой" научной фантастики (кажется, это лёгкий спойлер). Мне кажется, так можно лучше всего получить максимум от текста. "Роялей в кустах" ждать точно не нужно.

Есть достаточно популярный поджанр, который называют "попаданческим". Там, чаще всего, современники автора книги попадают в какие-то необычные обстоятельства, другие эпохи, фентезийные миры. И важной частью жанра является контраст "современного мышления" и привычек другого уклада. Это хороший и сильный ход. Иначе показать, что странным является то, что герои книги считают обыденностью, невероятно сложно. Можно сказать, что "Волкодав" является "антипопаданческой" книгой. Вместо контраста и противопоставления своей и чужой оптики, автор включает режим "полного погружения". Мы начинаем думать так, как думает человек, живущий в Cредневековье. Мы начинаем оценивать мир его глазами. И, удивительно, часть этого взгляда остаётся с нами после того, как мы перестаём читать книгу. Можно сказать, что Волкодав становится "попаданцем" в нашем мире через нас. Это выдающееся писательское достижение. Оно особенно удивляет, если вспомнить, что текст написан от третьего лица!

В целом, не смотря на сюжет, драки и погони, это книга про детали и ощущения. Смотрим, думаем, сверяем ощущения с "внутренним компасом". Если вам нравятся такое вместе с контрастом скоростей, вы оцените. При таком подходе важно внимание к мелочам. Такие тексты часто губят ужасные "ляпы". Автор книги "набила руку" на исторических романах ранее. Автор - бывалый походник, который имеет практический опыт той жизни, которую пытается описать. И автор специально достаточно долгое время специально для этой книги занимался восточными единоборствами. Ровно для того, чтобы не было "стремительных домкратов". Как получилось? Мне кажется, испортить деталями не вышло. До многих эпизодов можно "докопаться", но читать они не мешают, по глазам не бьют.

Слог не может похвастаться яркими метафорами и точными сравнениями, кажется, наоборот, он нарочито прост. При этом и динамика передаётся хорошо. И мысли героя усваиваются без проблем. Нет ощущения того, что размышляет "попаданец", но нет и "былинности" мысли, которой страдали, например, первые переводы "Властелина колец".

Важно отметить, что не смотря на "полное погружение", не смотря на "средневековость" мысли, конфликт культур существует. Общество VII века тоже неоднородно. Разные племена, разные верования, привычки. Что-то обусловлено климатом, что-то не пойми чем. И этот контраст подаётся не сравнении с современностью, а между собой. Конечно, при такой подаче не получится смотреть на картину "со стороны", изучать чужие обычаи как бактерию под микроскопом. Не получится рассматривать старые рваные костюмы под стеклом в краеведческом музее. Ты находишься внутри, история прохдит в тебя, а ты - в историю. И невольно проникаешься уважением к чужой для себя жизни. И чуть-чуть сквозит лёгкое сожаление о том, что некоторые вещи, вполне типичные для наших предков, сейчас практически невозможны. Это не консерватизм, не луддизм. Это сожаление о том, что интересный город нужно покинуть и вернуться домой. Это радость от возвращение домой. И осознание того, что и на свой дом ты тоже теперь смотришь по-другому.

На сюжете я задерживаться не буду. Я просто назову его "атифентезийным". По большому счёту то, что было бы финалом типичного фентезийного сюжета, заканчивается примерно во второй главе. И один из главных вопросов главного героя - "А что дальше?". Та самая "жизнь после титров", как сказали бы в Квартете И. Нет, конечно, герои "куда-то идут". Только у этого похода нет целевого Ородруина где-то там в конце. Цель по ходу сюжета меняется. Да и глав пять, кажется, вообще никто никуда не идёт. Я не могу сказать, что эти повороты сюжета немыслимы, но они не типовые. Предсказать, какой будет финальная локация книги или кто на ком женится, достаточно сложно. Если хотите, давайте попробуем. Зафиксируйте где-то ваши прогнозы, сравним по прочтению. Можно тут в комментариях, где угодно.

Герои в книге меняются. И главный герой, и его друзья, и даже часть врагов в конце книги не такие, как в начале. Для меня это очень важный фактор. Мы - люди. Нам важно читать книги про людей. Отличие хорошо проработанного персонажа (человека) от плохо проработанного (NPC) именно в динамике. Это сложно. Для этого нужен и объём текста, и сюжет. И невероятное желание автора это показать. Мне кажется, любой текст, в котором есть динамика больше чем одного персонажа, заслуживает как минимум уважения.

"Волкодав" - первая книга гексалогии. Тем не менее она хороша как самостоятельный текст. Сюжет можно вполне считать законченным. Все (почти) ружья выстрелили. Но и вся серия тоже формирует хорошую картину. Не могу сказать, чтобы какой-то поздний текст ощутимо "проседал" по качеству.

Стихи как начала глав, требуют отдельного обзора. Тут скажу лишь то, что они хороши и являются очень важным инструментом формирования героя и вселенной в целом.

Ну и если вам не хватает какой-то мелочи, какого-то характера, то я вам такую вещь скажу. В этом тексте есть Нелетучий Мыш! Он правда мыш. И он правда классный!

Такое сочетание особенностей делает этот текст действительно нетипичным. И неплохим. Хочется, сдерживая старческий кашель, сказать, что "теперь такого больше не делают". Но не буду. Я верю, что прямо сейчас, в эти секунды, пишется хороший, классный и проработанный текст, который будет круче. Ну а пока он ещё не опубликован, можно и за этой книгой приятно провести время.
(c) 2022. Kotelok, Roman Tsaregorodtsev