Название: Все наши вчера (All our yesterdays) Автор: К. Террилл Дата публикации: 2019 Впечатление о прочитанной книге
Что-то новенькое, переводное. Хорошее название, фантастика, сразу анонсированы путешествия во времени. Всяких премий автор понаполучал. Что из этого вышло?
Неоднозначная книга вышла.
Не могу сказать, что фантастики, связанной с путешествиями во времени, прямо мало. Но и не сказать, чтобы много. Особенно, если не считать тексты, в которых машина времени - просто мост между сценами действия. Всякие “попаданцы”, “альтернативная история” или, наоборот, Футурама. Или тексты, которые тему затрагивают. Потрогают, посмотрят, понимают, что сложно, и сворачивают. Или тексты, где, наоборот, всё действие уходит уже в особенную реальность, такую, что наши проблемы в ней не особо актуальны. Если всё это выкинуть, то не так уж и много останется.
Но вот эта работа останется. Тут всё честно, всё по классике: путешествия во времени в прошлое, чтобы что-то исправить. Темпоральные парадоксы, сложности, особенности повествования - всё как доктор прописал, автор ничего не боится. Особенно хочу отметить то, что я бы назвал “сюжетной оберчённостью”. Это не спойлер, книга прямо с этого начинается. Герои не первый раз отправляются в прошлое, чтобы его исправить. У них уже не получалось. Но они продолжают. И будут продолжать пытаться до тех пор, пока не получится. Грустновато выходит, но что-то в этом есть.
Начало вышло хорошее, но держать планку дальше оказалось сложнее. Не могу сказать, что дальнейший сюжет плохой. Не могу сказать, что он линейный или что я сразу понял, чем всё кончится. И явных дыр тоже отметить не могу. Тем не менее, записать сюжет в достоинства тоже рука не поворачивается.
Наверное, героев можно назвать картонными. Но я хочу назвать их типичными. И это, может быть, даже не минус. Как поведёт себя типичный человек в нетипичной ситуации? Невероятно интересный вопрос. Сколько писателей пытались на него ответить? Сколько ещё попытаются? А тут ещё такой вам спойлер: герои будут меняться! Ошибаться, признавать ошибки, менять точку зрения. Я всегда это ценю. И ещё один: самые большие перемены коснутся того, о ком думаешь меньше всего. И, кажется, это самая неоднозначная, но и самая сильная сильная сцена текста.
Автор попытался поговорить про социокультурные особенности. Про то, какое неоднозначное общество сейчас. Как легко по чуть-чуть его сделать ещё хуже. Попытку поговорить об этом можно занести в актив. Реализацию - совсем нет. Вышло очень просто и новых идей не так уж и много.
Любовная линия такая же типичная, как и герои.
И что же у нас получается? Надо это читать?
Если вопросы путешествий во времени вам неинтересны - точно не надо. Если у вас длинный список запланированных книг и среди них есть “Конец Вечности” или хотя бы “Патруль времени” - тоже не надо. Если вы регулярно мониторите содержимое разделов “новинки фантастики” и не в восторге от среднего качества выпускаемой продукции - то это ваш текст. Его можно читать, его нужно обсуждать, хвалить и критиковать. И двигаться дальше. Давайте попробуем?