Котелок
Войны начинают неудачники. Тайный город-1
  • Книги и тексты
  • Фантастика
  • Городское фентези
Название: Войны начинают неудачники
Автор: В. Панов
Дата публикации: 2001
Впечатление о прочитанной книге
Первая книга из цикла “Тайный город”. Общим эпиграфом ко всей серии может быть такая цитата: “а почему вы так уверены, что у вашего соседа по лестничной клетке не может быть два сердца?”.

Книга в жанре городское фэнтези. Если совсем кратко, то законы жанра можно обозначить так: в наше время есть какие-то существа, которые обладают способностями к магии, но по тем или иным причинам скрываются от широкой общественности. Известные примеры: “Ночной Дозор” и, конечно, “Гарри Поттер”. Это всегда интересно. На стыке современных технологий и древних заклинаний может появится что-то необычное. Свежий взгляд на древние стереотипы тоже может принести многое. Ну хотя бы поводы для шуток. Летающий автомобиль отца семейства Уизли - на мой взгляд, отличная метафора всего жанра.

Отличительной чертой серии является попытка отойти от стереотипов. Есть магия, есть магические существа, но никаких эльфов и гномов. Ну сколько можно уже? Названия и свойства магических существ не кажутся слишком банальными, но при этом какую-то информацию они несут. Условная “нечисть” называется Навь (что-то “тёмное” из славянских мифов), приставники охраняют клады, крысоподобные существа называются осы, а любителей Говарда Лафкрафта или ролевого сеттинга “Маскарад” ждёт приятный сюрприз. При этом классы существ и конкретные персонажи вполне себе живые, яркие, действуют исходя из своих представлений о жизни, это выглядит вполне правдоподобно.

Уже этих деталей лично мне бы хватило для того, чтобы взять книгу в руки. А мы идём дальше.

Действие большинства книг происходит на территории современной Москвы. И город - это полноценный персонаж серии. Автор пытается передать, как он чувствует этот город, какой он может быть разный. А сюжет разворачивается в конкретных московских локациях. Это может быть как очень известное место, вроде детского магазина на Лубянке, так и совершенно обычный дом в спальном районе. Картографическая точность будет соблюдена любом случае. На фанатских сайтах можно увидеть подробные карты движения героев, фотографии зданий. Такое внимание к деталям вызывает, как минимум, уважение. Очень приятно сидеть в какой-то кафешке в центре города и читать книгу, действие которое происходит буквально за соседним столиком. Очень круто и совершенно в духе жанра!

Автор знакомит нас с целым новым миром, который разворачивается “где-то рядом” с помощью простого, но эффективного “метода попаданца”: среднестатистический человек, такой же как и мы с вами, неожиданно оказывается втянутым в какую-то переделку, подробностей которой он до конца не понимает. Тайный город открывается ему (и нам) в быстром темпе, но автор оставляет нам и герою моменты для того, чтобы отдышаться и удивиться. При этом есть “альтернативное” знакомство с миром - через детективный сюжет. Легендарный сыщик, доблестный наследник Шерлока Холмса и Глеба Жеглова, который раскрыл буквально всё, что только мог, сталкивается с новым вызовом. И для раскрытия дела ему нужно выдвинуть смелую гипотезу о существовании в природе магии. Прагматичному, но цепкому уму сделать это чуть ли не сложнее, чем обычному офисному работнику. Если вам понравилось начало фильма “Люди в чёрном” (до появления жука), то понимаете о чём речь.

В насыщенный и динамичный сюжет, со стрельбой и погонями, автор смог добавить немного юмора. Не могу сказать, что он откровенно плохой, но он требует погружения в контекст, как анекдот в курилке не расскажешь. В более поздних книгах серии юмористические заявки уходят в отдельную сюжетную линию, слабо связанную с остальными. Получается достаточно органично. А фанаты с юмором развернулись по полной. Но это тема для совсем другого разговора.

Стоит отметить, что автор настойчиво пытается нам передать какую-то общественно-политическую позицию. Например, СССР он называет Империя и никак иначе, а милиция в мире этой вселенной была переименована в полицию как минимум на 10 лет раньше нашей. Все эти детали совершенно не влияют на сюжет, их достаточно легко игнорировать, но для кого-то могут быть совершенно неприемлемыми.

При этом история, рассказанная в книге, далека от классического фентезийного “объединённое добро победило зло” или детективного “за преступлением последовало наказание”. Героев много, они яркие, но все они отрицательные по той или иной причине. Истории начинаются и заканчиваются, что-то глобальное тоже меняется. Но по драматургии происходящее больше похоже на реальную жизнь с длящимися процессами, чем на законченную историю, написанную по всем правилам классицизма.

Книга - первая из длинной серии. Могу отметить, что качество текста остаётся на высоком уровне достаточно долго. Автор не зацикливается на каких-то приёмах и даже жанрах. Экспериментирует, расширяет вселенную, ищет новые направления. Иногда эксперименты неудачные, иногда - очень даже. Разумеется, я сейчас говорю только о текстах В. Панова. В данной вселенной сейчас пишет достаточно большое количество людей и пишет по-разному. С одной стороны, это минус. С другой, это говорит о привлекательности тех правил игры и мира, что придумал создатель серии.

Кому и по какой причине книге может “зайти”?
  • В первую очередь тем, кто любит колоритных тёмных персонажей. Если вам нравится образы Свидригайлова или Ставрогина, плохие, но сложные, то будет интересно. Если вы любите фантастическую литературу, где есть что-то плохое, что заставляет задуматься (тот же Кроули из "Благих знамений" или "Князь пустоты" Р.С.Беккера) - то для вас вообще раздолье.
  • Любителям “Игры престолов” и “Хроник Амбера”, если вам понравились интриги и борьба за власть, вся эта грызня. Или, если вам нравится, когда есть много сюжетных линий, непонятно, кто главный и кого шлёпнут в следующей главе.
  • Любителям “Дозоров”, особенно тем, кому не зашла там дихотомия “светлых” и “тёмных”. Или тем, кому под конец надоел слишком сильный Антон. Тот же жанр, только лучше, те же философские вопросы, только глубже. Те же цитаты текстов песен, только лиричнее.
  • Всем, кому нравятся “реалистичные попаданцы”. Ну то есть когда у вас герой в обычной жизни совсем “никакой”, а тут оказался на своём месте, что-то может. Но не супер звезда, не чемпион мира, не император Вселенной.
  • Тем, кому в “Гарри Поттере” зашла вся эта тема с маглами. Если сцены с Дурслями норм, старший Уизли интересен, а эпизод с чемпионатом мира по квиддичу показался забавным.
"Войны начиают неудачники " - хороший небанальный текст, отличный образец жанра городское фентези, который может принести много приятных эмоций во время чтения.
(c) 2022. Kotelok, Roman Tsaregorodtsev