Нил Стивенсон - большая величина среди современных писателей-фантастов, адепт киберпанка и крипто-анархизма. Ходят слухи о том, что
создатели биткоина вдохновлялись его творчеством.
И вот этот человек пишет исторический роман, точнее, трилогию, цикл. Ударение в названии цикла, кстати, ставится на второй слог, это производная от слова барокко. Исторический роман, никакого подвоха. Фанаты ждали какого-то неожиданного хода после фундаментального труда “
Криптономикон”. Там одна из сюжетных линий - тоже вполне себе исторический роман, про Вторую Мировую, про расшифровку “
Энигмы”, про создание первых компьютеров, а сюжет тесно переплетается с фильмом “
Игра в имитацию”. Но остальные части того романа - это вполне себе киберпанк, фантастика, шифры, программисты, терраморфирование, веселье, как его понимают любители жанра. В барочном цикле - ничего подобного: честный исторический роман XVII-XVIII века, всё исторично, всё реалистично, никакого обмана.
Роман начинается с описания осады Вены турками в 1683 году. Как сориентироваться по этому времени? Известным нам по романам Дюма мушкетёрам лет по 60. Д’Артаньян, кстати, промелькнёт в сюжете как герой анекдота.
Колоритный персонаж, наёмник, малограмотный беспринципный солдат удачи добирается до богатого турецкого обоза и неожиданно встречает существо, которое полностью переворачивает его представление о действительности. Небольшой спойлер: это живой страус. Великий визирь Кара Мустафа-паша едет на войну со всем комфортом, в том числе зверинцем, ничего особенного. Вагабунд - дитя своего века, он не ходил в зоопарк, в детстве у него не было книжек с картинками слонов и жирафов. С одной стороны, встретить страуса для него - примерно тоже самое, что ксеноморфа. С другой стороны, он прекрасно знает ценность страусиных перьев у модниц при дворе короля-солнца Людовика XIV. Талант Стивенсона делает из этой завязки потрясающую сцену, грустную и смешную одновременно. Конечно, не обойдётся без красавицы из гарема. И понеслось.
Бодрое повествование сначала швыряет нас в траншеи под Вену. Потом мы оказываемся в деревеньке под Кембриджем и заглядываем за спину сэру Исааку Ньютону. А потом переносимся через океан и видим деревеньку Гарвард, в которой обосновались английские поселенцы. Деревенька-то деревенька, но университет там уже стоит. Но напротив него у нас на глазах сжигают ведьму, XVII век во всём его многообразии, что тут сказать. И каждая сцена получается удивительно атмосферной, незначительные детали и лёгкий слог передают дух эпохи, ритм места. Вот мы вдыхаем аромат экзотического для европейцев напитка в одной из первых кофеен Амстердама. А вот мы никак не можем понять, почему английский оружейник так волнуется и хочет закончить свою работу до заката. Потом он зажигает свечу и мы понимаем.
Конечно, в создании такой атмосферы помогают персонажи. Персонажи разные, в меру странные, в меру типичные: богатые, бедные, вымышленные герои и реально существующие исторические личности. Каждый персонаж, безусловно, - это инструмент для создания той или иной картины. Кто-то может появиться буквально в одном эпизоде, а потом вернуться только через книгу. Конечно, интерес Стивенсона к учёным, математике и шифрам никуда не делся. Поэтому, в первую очередь мы увидим учёных, архитекторов, мыслителей, а также знать, которая так или иначе им покровительствует. Будут и подробности морского дела и работы пороховых орудий. Сюжет достаточно насыщенный, линий повествования достаточно, поэтому автор при всём желании не смог бы уйти в скучные технические подробности. Только то, что схватывается на лету.
При этом пульс эпохи можно передать хорошо только показывая картину целиком: и дворцы, и лачуги. Так что во всём цикле хватает разной чернухи: и мата, и неприятных анатомических подробностей или описаний венерических заболеваний. Это цикл захватывающих и познавательных романов, но он, безусловно, проходит как 18+.
Кому может понравиться этот цикл?
- Всем любителям Нила Стивенсона, без вопросов. Это интереснейший эксперимент автора, так что даже если вы ничего, кроме киберпанка не читаете, я бы всё равно сделал исключение.
- Любителям длинных саг, где много сюжетных линий и действие развивается и всё многократно меняется. Это может быть и “Песнь льда и пламени” (более известная как “Игра престолов"), и, например, “Основание” А. Азимова.
- Любителям исторических романов, от А. Дюма до М. Дрюона. Вам стиль подачи мыслей героев может показаться необычным, но, как мне кажется, приятным и свежим.
- Любителям научпопа. Если вам нормально посмотреть youtube-ролик о навигации по звёздам в Древнем Риме, а потом сразу - мини-лекцию про термоядерный синтез, этот цикл должен вам зайти.
- Читателя Г.Л. Олди, А. Валентинова и другой русскоязычной фантастики, которая любит делать исторические или псевдоисторические эксперименты. Эти люди и Н.Стивенсон явно мыслят похожими категориями
Добротный, толстый, живой исторический роман, в котором есть всё, что надо.